Знаменитые выпускники Владимирской семинарии

Михаил Михайлович Сперанский (1772 — 1839)

Родился в 1772 году во Владимирской губернии в селе Черкутино. Отец его был священником сельской церкви.

Родительский дом Сперанский покинул на восьмом году жизни. Около 1780 он был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию. По сложившейся традиции сыну священника надлежало продолжать дело отца.

В середине 80-х годов XVIII в. во Владимирской семинарии существовали порядки, которые во многом отражали общественные нравы конца правления Екатерины II. Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской и Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в Суздале


Константин Никитич Тихонравов (1822-1879)

В 2012 году исполнилось 190 лет со дня рождения Константина Никитича Тихонравова. Это был человек разносторонний, ярко проявивший себя как краевед, археолог, редактор газеты «Владимирские губернские ведомости», создатель музея Владимирского губернского статистического комитета.

Оставшись круглым сиротой в 2,5 года, маленький Костя провел детство в Суздале под присмотром мачехи. Здесь Тихонравов обучался в духовном училище, затем продолжил образование во Владимирской духовной семинарии. По окончании ее в 1842 году Константин Никитич поступил работать в канцелярию владимирского губернатора, затем исполнял должность секретаря Владимирского губстаткомитета. В семейной жизни он был счастлив: женившись на Анне Протопоповой, имел детей — Марью, Елизавету, Сергея и Варвару.


Василий Петрович Тихонравов (1885-1957), протоиерей

В конце января 2020 года исполнилось 135 лет со дня рождения протоиерея Василия Петровича Тихонравова — пастыря и историка, жившего в смутное время, прошедшего через ужасы ГУЛАГа, чудом уцелевшего и не сломленного самыми тяжелыми испытаниями. В разное время он был настоятелем храмов в селах Эдемское и Давыдово, в том числе в годы Великой Отечественной войны.


Владимир Васильевич Цветаев (1819—1884)

— священник, дед Марины Ивановны Цветаевой, приехал в Талицы с семьёй и поселился в приходском доме на берегу реки Вергузы. Его дети — Пётр, Иван, Фёдор и Дмитрий — внесли заметный вклад в российскую культуру. Наиболее известный из братьев — Иван Владимирович — идейный вдохновитель и создатель Музея изящных искусств имени Александра III (ныне это Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

После смерти Цветаевых дом был национализирован, а затем передан в частные руки.

В 1988 году дом был выкуплен государством у прежних владельцев для создания музея. Началась его реставрация. Одновременно шла работа по сбору экспозиционных материалов. 18 мая 1995 года, в Международный день музеев, дом-музей открыл свои двери для посетителей.

Экспозиция музея построена на подлинных экспонатах: собраны личные вещи, книги, фотографии, а также предметы быта и семейные реликвии, что даёт возможность ознакомиться с жизнью Цветаевых, их привычками и увлечениями, узнать об их заслугах перед Отечеством.

В мансарде дома-музея работает читальный зал, в котором собрано более 3000 томов произведений поэтов и писателей Серебряного века.


Закончив семинарию и Московскую духовную академию, Сергей принял монашеский постриг с именем Афанасий, а вскоре и сан священника. Ему исполнилось тридцать лет, когда в России произошла революция. С этого момента его жизнь стала противостоянием безбожной власти, но не политическим, а духовным, молитвенным.

В 1919 году большевики проводили в стране кампанию по разоблачению православных святынь – мощи праведников повсеместно изымались из ковчегов и выставлялись на всеобщее обозрение. В Успенском соборе Владимира большевики также выложили на столах посреди храма святые останки благоверных князей. По городу были распространены приглашения на святотатственное зрелище. Когда же в назначенный срок зрители переступили порог собора, они услышали: «Благословен Бог наш!» – иеромонах Афанасий начал молебен Владимирским святым. Кощунственное действо обратилось в прославление Божиих угодников.

В 1921 году отец Афанасий стал архиереем. Накануне епископской хиротонии его вызвали в ГПУ и угрожали репрессиями. Через семь месяцев святителя Афанасия впервые арестовали – так в его жизни началась бесконечная череда преследований и лишений. В общей сложности в тюрьмах и ссылках он провел 21 год, 11 месяцев и 12 дней.

В самых тяжёлых условиях епископ Афанасий сохранял бодрость духа. «Тюрьмы нам нечего бояться, – писал он из Таганских застенков, – Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Мы как бы взяты в изолятор во время эпидемии. Тяжело положение тех православных, которые, оставаясь на свободе, несут знамя Православия. Помоги им, Господи».

В любых условиях святитель не оставлял молитвы, а если выпадала возможность, совершал богослужения.

Освободившись из заключения в 1951 году, святитель поселился в подмосковных Петушках. Непрерывный поток посетителей ежедневно проходил через маленький домик владыки Афанасия – люди искали его совета, утешения, поддержки.

В августе 1962 года Владыка Афанасий известил близких, что скоро умрёт. Услышав в ответ, что чада не перенесут разлуки с ним, строго заметил: «Разве можно так привязываться к человеку? Не одни ведь, а с Господом остаётесь».

26 октября Владыка настолько ослаб, что уже не мог говорить. Однако, уходя в вечность, он из последних сил произнес утешительные слова: «Молитва вас всех спасёт!».


Священномученик Петр Иванович Скипетров родился в 1863 году в семье потомственных священников. Его отец и дед всю жизнь служили в церкви села Станки, в 10 верстах от города Вязники. В 1883 году Петр Иванович окончил Владимирскую духовную семинарию. В следующем году был рукоположен во диакона и определен в Исаакиевский кафедральный собор в Петербурге. В 1890 году он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. С 1892 года отец Петр служил священником в церкви детского приюта принца Ольденбургского. С 1898 года — священником вновь построенной Скорбященской церкви, возведенной на месте явления в 1888 чудотворной иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками. С 1912 по 1918 год отец Петр был настоятелем этого храма. Протоиерей Петр состоял в браке, у них с матушкой родилось 13 детей.

1 февраля 1918 года в Александро-Невской лавре священномученик Петр был убит красногвардейцами. При погребении отца Петра протоиерей В. Покровский сказал: «Открытой души человек, с полным пониманием своего пастырского долга, он сумел снискать глубокую любовь своей паствы… Стремление быть пастырем до конца привело его к мученической кончине».

Протоиерей Петр Скипетров причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 26 декабря 2001 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.


Священномученик Александр Иванович Крылов родился в 1892 году в селе Ряхово Ковровского уезда Владимирской губернии в семье учителя. Его мать преждевременно скончалась, и отец повторно женился. Мачеха будущего отца Александра, Елисавета, выучила мальчика молитвам и впоследствии поддержала его в стремлении стать священником.

Александр окончил Владимирскую духовную семинарию. С 1915 года он прислуживал в храме села Смердово Юрьевского уезда, а позже был рукоположен во священника и стал служить в этой церкви.

Во время революционных гонений отцу Александру приходилось менять место службы на приходах Владимирской области. К 1920 году он служил в селе Ельтесуново Небыловского района Владимирской области.

В 1929 году власти обложили отца Александра непосильным налогом. Священник, взволнованный слезами обреченной на нищету семьи, пришел в сельсовет и в присутствии нескольких человек отказался сдавать этот налог. За это он вскоре был арестован и осужден на 3 года концлагеря. Срок отец Александр отбывал на станции Пинюг Коми АССР Северных лагерей ОГПУ особого назначения (СЕВЛОН), где работал землекопом. Даже в лагере отец Александр тайно совершал требы, исповедовал, отпевал усопших. Однажды двое заключенных, которых утром должны были расстрелять, попросили батюшку их отпеть. Он выполнил их просьбу.

Из заключения отец Александр вернулся в 1932 году сильно постаревшим, хотя ему было всего 40 лет.

Батюшку постоянно преследовали местные власти, угрожая снова посадить в тюрьму. Он искал новое место службы, ездил по епархиям. С 1935 по 1937 годы он служил на нескольких приходах. Последним же местом его служения стал храм в селе Стрелки Вичугского района Ивановской области. Батюшке пришлось совмещать с церковной службой труд в местном колхозе.

По доносу некоторых членов церковной общины в декабре 1937 года отец Александр был арестован и заключен в Кинешемскую тюрьму по обвинению в активной контрреволюционной агитации и в том, что по его инициативе проводились «контрреволюционные нелегальные сборища церковников». Отец Александр признал себя виновным лишь в том, что переизбрал пассивный церковный совет без разрешения на то райисполкома. Несмотря на это, его приговорили к расстрелу. Священномученик Александр Крылов был расстрелян 8 января 1938 года в городе Иваново и захоронен на городском кладбище Балино.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 7 октября 2002 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Дни памяти: 8 января (26 декабря по ст. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников земли Владимирской, в Соборе святых Ивановской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.


Священномученик Константин Николаевич Твердислов родился в 1881 году в уездном городе Гороховце Владимирской губернии в семье благочестивых мирян. Закончил Муромское духовное училище и Владимирскую духовную семинарию, после окончания которой два года преподавал в школе. В июне 1904 году Константин женился и 1 августа был рукоположен в сан священника к Свято-Воскресенской церкви города Юрьев-Польского. Отец Константин занимался созданием приходской духовной библиотеки, организовал помощь нуждающимся прихожанам, ввел народное пение в храме, трудился на духовно-просветительской и преподавательской нивах.

В 1918 года отец Константин был переведен в кафедральный Свято-Казанский собор город Вязники. За несвоевременную уплату разорительного налога на страхование певчих летом 1928 года на церковный совет собора был судом наложен огромный штраф, и духовенство вынуждено было обратиться к прихожанам с просьбой о пожертвованиях. Осенью того же года церковный совет провел сбор подписей прихожан под прошением не лишать народ собора, который собирались закрыть. Это послужило поводом для ареста клириков собора в декабре 1928 года, в том числе священника Константина Твердислова.

«Организационно оформленная антисоветская церковническая группировка» обвинялась в том, что ее членами проводилась «систематическая, ярко антисоветская агитация, содержащая в себе элементы возбуждения религиозной вражды». Священник Константин Твердислов был приговорен к трехлетней ссылке в Сибирь. После окончании ссылки он был лишен права проживания в 12 населенных пунктах Уральской области и прикреплен на три года к городу Тамбову.

Летом 1935 года отец Константин вернулся в Вязники, а 17 августа 1937 года его вторично арестовали. 27 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила священника Константина Твердислова к расстрелу. 1 октября 1937 года он был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле на городском кладбище Балино в Иванове.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 7 октября 2002 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Дни памяти: 1 октября (18 сентября по ст. ст.), в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.


Священномученик Николай Константинович Красовский родился в 1876 году в селе Воинова Гора Московской губернии в семье священника. Окончил Владимирскую духовную семинарию. До 1914 года был учителем в Городищевской школе при станции Усад, в нескольких километрах от родного села. В годы Первой мировой войны служил санитаром в московском госпитале. После войны вернулся работать в школу. В 1922 году храм в селе Городищи закрыли и превратили в клуб. Власти заставляли учителей водить туда учащихся. За отказ вести детей в устроенный из храма клуб Николай Константинович был из школы уволен.

В 1924 году он был рукоположен в сан диакона (целибатом) к Успенскому храму в селе Воинова Гора. В 1931 году, когда храм захватили обновленцы, диакон Николай, несмотря на угрозы заключить его в Соловецкий концлагерь, отказался служить с обновленцами и был направлен в храм великомученика Никиты в село Кабаново. В 1932 году отец Николай был рукоположен во священника к той же церкви, а в 1936 году был назначен в храм великомученика Никиты в село Дровосеки Орехово-Зуевского района.

18 января 1938 года отца Николая арестовали и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. На допросах ему вменяли в вину «антисоветскую агитацию», добивались признаний в том, что он якобы распространял клевету о плохой жизни в колхозах. Отец Николай твердо и однозначно отверг все эти надуманные обвинения. 26 января тройкой НКВД по Московской области священник Николай Красовский был приговорен к расстрелу. Расстрелян 31 января 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2001 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Дни памяти: 31 января (18 января по ст. ст.), в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.


 Розанов Иван Андреевич (1873 — 1938), священник, священномученик

Память 22 января, в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 1 января 1873 года в селе Бабаево Владимирской губернии в семье псаломщика.

В 1901 году окончил Владимирскую духовную семинарию, рукоположен в сан священника.

Служил в Преображенском храме погоста Олтушево Вязниковского уезда Владимирской губернии.

1 сентября 1930 года был арестован, обвинен в «сокрытии денежных сумм» и приговорен тройкой при ПП ОГПУ СССР по Ивановской обл. к 3 годам ссылки в Севкрай. В период следствия содержался в изоляторе ОГПУ.

После окончания заключения (с 1933) служил в селе Мостцы Ковровского района Владимирской области. О.Иоанн был женат. У него была дочь Вера.

20 октября 1937 года о. Иоанн был вновь арестован. Проходил по групповому делу «священников о.Сергия Смирнова и братьев о.Иакова и о.Петра Зяблицких, Владимирская о., Ковровский р., 1937г.» . По обвинению в «активной контрреволюционной агитации против колхозного строя» был приговорен 3 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Ивановской Промышленной обл. к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

Во время следствия содержался в следственной тюрьме г. Коврова, затем был переведен в Ивановскую тюрьму, где был помещен в камеру N7, в которую свезли из разных тюрем Ивановской Промышленной области арестованных ранее и приговоренных к 10 годам ИТЛ шестерых священиков: Иоанна Доброхотова, Николая Бухарина, Петра Зяблицкого, Иакова Зяблицкого, Иоанна Успенского, Иоанна Коржавина. В ту же камеру поместили четырех осведомителей из заключенных.

25 января 1938 г. против священников было открыто новое следственное дело — «дело священников Николая Бухарина, Иоанна Коржавина и др., Иваново, 1938г.». На допросах все священники держались стойко, виновными себя не признали и категорически отказались давать показания.

3 февраля 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. о. Иоанн был приговорен к расстрелу.

4 февраля 1938 года был расстрелян вместе с остальными священниками.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. В Деяниях Собора дата кончины указана 21.01/03.02.


Священномученик Константин Петрович Снятиновский родился в 1867 году в семье диакона. Окончил Владимирскую духовную семинарию. В 1889 году был рукоположен во священника ко храму святителя Петра, митрополита Московского, в городе Переславле-Залесском Владимирской губернии.

Отец Константин был известен в городе как один из выдающихся проповедников и благотворителей: несколько семей постоянно поддерживались им материально.

После большевистского переворота власть в городе возглавил комиссар Соколов, который, выступая на митинге, бахвалился перед толпой, что новая власть и сами камни превратит в хлебы. В феврале 1918 года в городе кончились запасы продовольствия, и рабочие завода «Красное эхо», набрав камней, явились к зданию Совета рабочих депутатов и потребовали, чтобы Соколов исполнил свое обещание. Увидев разгневанную толпу, тот выпрыгнул из окна и бежал. Власти вызвали карательный отряд. Решено было навести страх в городе убийством какого-нибудь уважаемого человека. Выбор пал на отца Константина. В ту же ночь его арестовали. Священника повели в Совет, где состоялся краткий допрос, а затем — к месту казни. Тело отца Константина убийцы привезли к зданию больницы и выбросили в грязь. Его погребли через несколько дней за алтарем церкви митрополита Петра.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 6 октября 2001 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Дни памяти: 5 апреля (23 марта по ст. ст.), в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.


Павел Никитович Успенский родился 21 января 1874 года в селе Романово Переславского уезда Владимирской губернии и происходил из священнической семьи. В 1894 году он окончил Владимирскую Духовную семинарию по 1-му разряду и 22 мая 1897 года был рукоположен во иереи. Отец Павел служил в церкви родного села Романово и находящемся неподалеку Никольском храме села Вашка, 30 сентября 1936 года он был переведен в храм села Соломидино Переславского района.

С 1929 года батюшка был лишен избирательных прав как “служитель культа” и находился в поле зрения УНКВД. В 1937 году его обвинили в участии в антисоветской церковно-монархической организации. Приговор — 8 лет лишения свободы был подписан 14.10.1937 года — за 4 дня до его ареста. Через три месяца скорбей и мучений в концлагере, 30 января 1938 года, отец Павел Успенский отошел ко Господу.


Священномученик Николай Васильевич Поспелов родился в 1885 году в селе Песьяны Владимирской губернии в семье коллежского асессора, служившего в государственном казначействе, и дочери священника. Мать умерла рано, отец скончался, когда Николай был подростком. Благодаря помощи родственников он окончил духовные училище и семинарию. Женился на дочери священника, служил учителем. После первых тяжелых родов супруга сильно болела, Николай Васильевич дал обет посвятить свою жизнь служению Богу, если она выздоровеет. Супруга поправилась, впоследствии в семье появилось еще четверо детей.

Обет удалось исполнить лишь в 1914 году. Николая Васильевича рукоположили в сан диакона ко храму в селе Заколпье Меленковского уезда Владимирской губернии, а спустя малое время — в сан священника. Служил в храмах Московской и Владимирской областей, был пламенным проповедником, никому не отказывал в требах, был возведен в сан протоиерея. Перенес много невзгод и клеветы.

Отца Николая арестовали 27 января 1938 года после обыска: забрали Библию, ключи от церкви и деньги. Через три дня перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Обвинили в антисоветской агитации, контрреволюционной деятельности и клевете на советскую власть. Приговорили к расстрелу, казнили 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребли в безвестной общей могиле.

Священномученик Николай Поспелов причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2001 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Дни памяти: 17 февраля (4 февраля по ст. ст.), в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.


Малинин Василий Ксенофонтович (1877 — 1938), протоиерей, священномученик.

Память 28 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 20 декабря 1877 года в селе Паткино Владимирской губерниии.

Окончил Владимирскую духовную семинарию.

Подробности жизни до 1930-х годов неизвестны. В 1930 году был уже митрофорным протоиереем храма прп. Корнилия города Переславль-Залесский.

Как чуткий и заботливый пастырь о.Василий большое внимание уделял детям. В Корнилиевскую церковь на беседы к батюшке приходили не только переяславцы, но и дети из близлежащих деревень. Рассказывая школьникам о Боге, Церкви, батюшка интересовался их учебой, жизнью их семей. Зная, в каком мраке безнравственности и злобы пребывает народ, о.Василий, подобно древним исповедникам и просветителям, надеялся через детей, через их чистые сердца привести к Господу и их родителей. В конце 1936 г. о священнике начали собирать агентурные сведения.

18 октября 1937 года он был арестован в Переславле-Залесском.

Причастность к никогда не существовавшей в Переяславле антисоветской церковно-монархической организации о.Василий отрицал, никакой вины перед государством не имел и не признал.

28 октября 1937 года приговорен тройкой при УНКВД по Ярославской обл. к годам 10 годам ИТЛ. Был отправлен в Бамлаг Ивановским этапом.

В январе 1938 г. прибыл в Бамлаг.

10 апреля 1938 года умер в лагерном лазарете «от декомпенсированного порока сердца и резкого истощения».

11 мая 1989 года был реабилитирован.

Причислен к лику святых новомучеников 17 июля 2002 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Ярославской епархии.


Виссарион Мефодиевич Селинин (1876 — 1918), священник, настоятель храма Илии пророка в селе Урджар, благочинный церквей Урджарского округа Туркестанской епархии, священномученик.

Память 18 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и новомучеников и исповедников Казахстанских

Родился 22 ноября 1876 года в семье священника села Иудина Владимирской губернии. Окончил два класса Владимирской духовной семинарии. С 1896 года служил псаломщиком во Владимирской епархии. С 31 января 1898 года исполнял должность псаломщика Ильинского храма станицы Песчанской Павлодарского уезда Омской епархии. 10 февраля 1902 года рукоположен во диакона к этой церкви.

В 1905 году переведен в храм святых мучеников Флора и Лавра в городе Павлодаре.

13 декабря 1906 года рукоположен во священника ко храму Илии пророка села Ильинского Ишимского уезда (ныне п. Ильинка Тюменской области). Вместе с супругой воспитывали двоих детей.

31 марта 1910 года перешел в Туркестанскую епархию и служил в храме в селе Герасимовка Лепсинского уезда; с 1911 года служит в селе Ивановском того же уезда.

В 1916 году был назначен настоятелем храма Илии пророка в селе Урджар Лепсинского уезда Семиреченской области и благочинным церквей Урджарского округа. 1 мая 1918 года был изрублен шашками во время столкновения первомайской демонстрации с крестным ходом, о чем паству известил Верненский и Семиреченский епископ Пимен (Белоликов). Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Обретение мощей совершено 26 октября 2001 года. Мощи священномученика Виссариона почивают в деревянной раке в Свято-Ильинском храме села Урджар Восточно-Казахстанской области.


Иоанн Степанович Рождественский (1872 — 1922), священномученик.

Память 27 апреля, в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Родился в 1872 году в селе Пармос Судогодского уезда Владимирской губернии. В 1892 году окончил Владимирскую Духовную семинарию

Был женат, но детей у них с матушкой не было, и все силы и время он отдавал прихожанам и храму. Двадцать пять лет ревностно служил о. Иоанн в Крестовоздвиженском храме села Палех, и прихожане любили его.

19 марта 1922 г., во время Великого Поста, спустя несколько дней после устроенного большевиками в ходе кампании по изъятию церковных ценностей кровавого погрома в Шуе, огласил пастве после литургии Послание Святейшего Патриарха Тихона и сказал:

«Вы слышали Послание Патриарха. Знаете о декрете центральной власти об изъятии церковных ценностей. Я призываю вас, своих прихожан, не препятствовать отбору в случае прихода правительственной комиссии. Сам я как священник по канонам не могу отдать священные предметы. А присутствовать, когда их будут изымать другие, не хочу и не буду»

25 марта 1922 года был арестован по делу о церковных ценностях. Вместе с ним были арестованы 4 священника и 20 мирян, все они проходили по групповому делу «Шуйское дело (1922г.) об изъятии церковных ценностей».

О. Иоанн был обвинен в том, что «в виде проповеди огласил воззвание Патриарха Тихона». Следствие усиленно добивалось от арестованного священника, откуда он получил Послание. О. Иоанн отвечал, что получил его по почте, но откуда оно было или какой был штемпель на конверте, и где сам конверт — не помнит.

25 апреля 1922 года на выездной сессии Верховного трибунала ВЦИК священники о. Павел Светозаров, о. Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков были приговорены к расстрелу.

10 мая 1922 года в 2 часа утра они были расстреляны в Шуе. Перед расстрелом священники совершили отпевание по себе и Петру и держались мужественно.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.


Священномученик Стефан Михайлович Преображенский родился в 1860 году в Юрьевецком уезде Костромской губернии в семье диакона. Окончил духовную семинарию. Принял сан священника. В 1930-х годах, несмотря на преследования духовенства и преклонный возраст, отец Стефан продолжал служить в храме во имя святителя Димитрия Солунского в селе Шустове Ивановской области.

В октябре 1937 года его арестовали и заключили в тюрьму в городе Вязники. На допросе священнику вменяли в вину антисоветскую агитацию. Виновным себя отец Стефан не признал. Тогда были вызваны свидетели, которые показали, будто отец Стефан говорил колхозникам: «Вот, посмотрите, как коммунисты-жулики издеваются над нами, духовенством, и устраивают гонения на религию. Если я пойду с обходом по деревням без разрешения советской власти, за это наложат непосильный штраф. Только и занимаются эти коммунисты обдиранием, последнюю шкуру с нас дерут; загнали вас в колхоз, эксплуатируют непосильным трудом: за то, что вы работаете, у вас весь хлеб отберут, и вы будете сидеть голодные…» После этого следователь вновь допросил священника. Но отец Стефан был непоколебим и категорически отверг все возводимые на него ложные обвинения.

Тройка при УНКВД СССР по Ивановской области приговорила священника к 10 годам заключения в концлагере. В это время ему было 77 лет. Священномученик Стефан Преображенский скончался в заключении 5 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Дни памяти: 5 апреля (23 марта по ст. ст.), в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.